Маркировка товаров. ТОП вопросов: что делать и куда бежать? Наш опыт.
Помните, как несколько лет назад вышел закон об онлайн-кассах? Многие не понимали, что делать и куда бежать. Также и с маркировкой сейчас, это как блокчейн: все обсуждают, но никто не понимает, как это работает.

Сегодня про наболевшую всем тему: "маркировка товаров": согласно вышедшему распоряжению правительства РФ №792-р от 28.04.2018.

Для начала сразу введем правильную терминологию и правильные приоритеты, так как все решения индивидуальны для каждого бизнеса и продукта.

Для кого?
Маркировка касается производителей, импортеров, логистов, оптовых и розничных продавцов. И это не просто еще одна наклейка на ваш товар, незаметная для потребителя, а изменение бизнес-процессов для всех участников оборота.
Мы уже 2 года вместе с нашими клиентами проходим все этапы внедрения маркировки обязательных товаров: духи и туалетная вода, легкая промышленность, лекарственные средства, шубы, шины и покрышки и разрабатываем решения по внедрению маркировки в различные компании. Сейчас расскажем с какими ошибками вы можете столкнуться, как внедрить маркировку и интегрировать в свой бизнес правильно, без остановки вашей деятельности и попадания на штрафы.

Давайте разберем несколько вариантов внедрения и интеграции маркировки, если ваши товары попали в маркированную группу:

1 ПУТЬ: как мыслят большинство компаний, не разобравшись в теме:

  • Если подключить маркировку, например, в ОФД, этого будет достаточно: Честный ЗНАК получит информацию о маркированном товаре. Но это так не работает, если вы примете маркированный товар и не сообщите этом в Честный ЗНАК, регулятор может расценить это как нарушение по ст. 15.12 КоАП РФ (производство или продажа маркированных товаров с нарушениями).
  • Компании предлагают разные по функциональности и стоимости решения для работы с маркировкой. Кажется, что можно собрать конструктор из самых бюджетных решений в разных компаниях. Но такое оборудование и сервисы могут быть несовместимы друг с другом.

    Чаще всего у вас возникнут трудности или что-то сломается, придется общаться с техподдержками разных компаний, которые также могут напомнить о своей несовместимости.
  • До маркировки моего товара так далеко. Займусь вопросом позже.
Внедрение маркировки в разных категориях товаров проходит в несколько этапов. Например, в обуви маркировка остатков началась с 1 октября. С 1 марта можно продавать только маркированную обувь, а оборот обуви без кодов маркировки запрещен. Может показаться, что времени много и пока вопрос можно отложить. Но маркировка — сложная система, которая затрагивает все бизнес-процессы, требует их изменения и, как следствие, внедряется значительное количество времени.

Итак....

Если идти таким путем, уверен, что все рабочие процессы у вас в скором времени перестанут функционировать, потому что это очень сложно обновлять и поддерживать.

Пример тому: один из моих постоянных клиентов просто убрал из оборота целую группу товаров: шины, чтобы не заморачиваться с маркировкой, думая, что затраты на внедрение окупятся только через 4 года торговли шинами.

Как раньше в печатных документах провести отгрузку уже невозможно, если она включает в себя маркированные товары, коды маркировки передаются только онлайн, через систему электронного документооборота.

Скажу еще об ответственности за неграмотное внедрение/ использование или игнорирование вышедшего закона:

1. Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной.

! Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.

2. Штрафы: за производство товаров без маркировки; за продажу немаркированной продукции; за отсутствие реквизита «код товара»; за неправильную маркировку

Ответственность за нарушения, связанные с маркировкой, подробно прописана в ст.15.12 КоАП. За продажу товаров без маркировки грозит штраф 2 000 — 4 000 рублей для физлиц, 5 000 — 10 000 рублей для предпринимателей, 50 000 — 300 000 рублей для юрлиц. К тому же, все немаркированные изделия будут конфискованы без возможности возврата.

Подробнее можно почитать в интернете, например тут

В общем, я хочу сказать:

Ключевое- это понимание правильной технологии внедрения и того, где могут быть затыки.

Есть путь в разы короче, доходней и продуктивней!

Итого, если вы собрались внедрять маркировку без ущерба себе и своему бизнесу, НЕ НАДО ВАМ ИЗУЧАТЬ ВНУТРЯНКУ, не нужно вникать во все тонкости и процессы тратить на это огромный ресурс человеческий или денежный, за вас уже прошли этот путь и придумали оптимальные решения, поэтому лучше всего делегировать компании, которая занимается этим на профессиональной основе.

Теперь о том, что нужно на самом деле.

Пройти несколько этапов:

  1. Получите УКЭП, если у вас ее еще нет.
  2. Зарегистрируйтесь в «Честном знаке»
  3. Купите удобный 2D-сканер или проверьте имеющийся, читает ли он коды Data Matrix. Это можно сделать на сайте «Честного знака».
  4. Поручите ОФД передавать чеки в «Честный знак».
  5. Уточните у производителя своей онлайн-кассы, нужно ли сейчас обновлять ПО или сделать это позже, ближе к моменту продажи маркированного товара. Уточните наличие приложений по маркировке остатков, приемке и продаже маркированного товара.
  6. До конца года участники рынка шин отрабатывают бизнес-процессы, выявляют узкие места, тестируют ПО. Следите за новостями от своих партнеров и начинайте маркировать свои остатки с учетом новогоднего ажиотажа и распродаж.
Давайте еще разберем на примере физических лиц. Весь вывод онлайн маркировки для физ.лиц происходит через онлайн кассы, там нет интеграции честного знака. С честным знаком, надо интегрировать ОФД, который обслуживает кассы. Далее из учетной системы пробивается чек на продажу, этот чек содержит код маркировки, он улетает оператору фискальных данных, и он уже отправляет его в честный знак и происходит вывод из оборота.

Окей, с этим вроде все понятно. Теперь, переходим к практической части....

Под каждый этап есть конкретный инструментарий, прям to-do-лист, применяя который можно внедрить маркировку. НО ПОД КАЖДЫЙ продукт, под каждую выстроенную систему в вашем бизнесе будут свои индивидуальные решения.

Вариативность очень большая. Например, мы можем сделать любую интеграцию с любой системой под любые требования и оптимизировать процессы, как они будут удобны для зарабатывания денег клиенту, то есть мы не решаем задачу в лоб, мы приходим выясняем текущую модель, строим АСИС И ПОТМ ТУ БИ красивую картинку бизнес процессов и рекомендуем как сделать.

Это работает только таким образом на 100%

Что я сейчас докажу на одном из своих кейсов:

Мы внедрили маркировку для Inchcape — крупнейшей международной сети продажи и обслуживания автомобилей, которые работают в 32 странах мира

Они к нам пришли с запросом реализовать прием денежных средств в соответствии с 54 Ф3 и не зависеть от инфраструктуры SAP в случае аварий каналов связи или инфраструктуры в Англии. Уйти от штрафов со стороны контролеров.

В итоге мы создали отказоустойчивый кастер серверов 1С (Москва + СПБ), реализовали решение для автоматической пробовки чеков из SAP, в случае аварии создали интерфейсы для ручного пробития чеков.

Результатом работы было:

  • Поддержка работы системы с 8 до 22, 364 дня в году.
  • Время простоя за 3 года работы - 0 часов.
  • Снизили операционные затраты на обслуживание на 70% за счет выбора решения на 1С.
  • Ликвидировали налоговые риски и значительные штрафы.
Всегда останутся те, кто пойдет по первому пути и возьмет коробочное решение, которые дают конвейера, чаще всего они создают стандартные решения и если что-то НЕ подходит, то "ну и ок". Или применят самые оптимальные решения, не разобравшись в деталях и столкнутся с тем, что это очень сложно обновлять и поддерживать.

Но для каждой крупной компании, производящей товар( шины/духи/велосипеды) необходимо свое решение: оптимизации и интеграции с честным знаком.

Для того, чтобы это реализовать с минимальными затратами и усилиями без ошибок вам надо делегировать этот процесс профессионалам.

Я, как представитель одного из них понимаю технологию и понимаю, где могут быть затыки.

У меня огромный опыт внедрений и обслуживания 1С. Интеграции с SAP, Bitrix, Amo, Telegram, и любыми системами. Суммарный опыт работы с 1С у наших сотрудников более 50 лет. Мы работали с десятком различных конфигураций и разрабатываем их самостоятельно под заказчика.

Помимо Inchcape, мы работали с МАН Трак энд Бас Рус, Christian Dior, Русская Механика, ННК, Артекс и многими другими.

Почему такой способ рабочий?

Мы маленькие и гибкие и для нас нет невыполнимых задач, мы можем сделать любую интеграцию с любой системой под любые требования и оптимизировать процессы, как они будут удобны для заработка клиенту.

Так как я не решаю задачу в лоб, мы приходим, выясняем текущую модель, строим красивую и понятную картинку бизнес процессов, а дальше оптимизируем, внедряем и интегрируем.

Для вас это выгоднее, чем нанимать новых сотрудников, выстраивать новые отделы и совершать множество других процессов, с которыми ваша компания скорее всего даже не сталкивалась.

Это проще, так как мы работаем с клиентами из любой точки мира и можем сделать все онлайн за вас.

Мы берём только 10 проектов в месяц.

В этом месяце осталось 3 места на внедрение и интеграцию маркировки в ваш бизнес.